Когда нужно обращаться к логопеду?
Статья нашего учителя-логопеда Голдобиной Валентины Рудольфовны
В каком возрасте и зачем можно и нужно обращаться к логопеду? Вот простой и понятный календарь для родителей дошкольников.
Если ребенок 1-го года не «гулит», не «лепечет» и не произносит повторяющиеся слоги типа: «ба-ба, ма-ма, па-па, ди-ди» и т.п. Нужно сразу же обратиться к неврологу, ЛОРу и уже после этого, если два врача ничего не выявили, стоит показать ребёнка логопеду. Такое раннее обращение поможет выявить проблему и начать комплексно ее решать.
Если ребенок от 1 до 2-х лет не понимает простые инструкции, например: «Дай кружку», «Покажи мишку», « Принеси мячик», «Иди к маме», если не откликается на имя. Тогда можно предположить, что у ребенка не сформировалось понимание обращенной речи. Логопед направляет ребенка к нужным специалистам.
Если в 2 года у ребенка меньше десяти слов, нет фраз или он просто молчит, хотя вроде бы «всё понимает» и активно общается жестами. Занятия с логопедом в комплексе с лечением могут помочь ребенку «разговориться».
В 3 года ребенку обязательно нужна плановая консультация логопеда, даже если родители считают, что всё в порядке.
Логопед рекомендует занятия, если ребёнок:
— заменяет один звук другим (к примеру «т» на «к», или наоборот);
— говорит на «своем» языке - непонятном для окружающих;
— не говорит, хотя все понимает и активно общается «языком жестов»;
— разговаривает хуже сверстников.
Родителям иногда кажется, что малыш просто ленится, поэтому не говорит, но чаще всего у него есть реальная проблема, и ребенку должен помочь специалист.
В 4 года обращаемся с ребенком к логопеду, если:
— до этого ни разу не были у него на приёме,
— речь смазанная, невнятная, «каша во рту»,
— ребенок не выговаривает более 5 звуков,
— пропускает первые звуки, путает, переставляет, недоговаривает слоги.
— чаще молчит, хотя умеет говорить,
— не может ответить на простые вопросы,
— речь не развивается, ребенок говорит так же, как в 3 года.
Логопед может выявить дизартрию (нарушенную иннервацию речевого аппарата), как следствие тяжело протекавшей беременности или родов. Именно в этом возрасте занятия и комплексное лечение помогут с ней справиться без последствий.
В 5 лет логопед необходим, если у ребенка:
— нечёткая, смазанная речь, гнусавость, шепелявость
— ненормативное изменение звуков (смягчение, отверждение, оглушение, озвончение)
— неправильное произношение, замена, искажение более 3х звуков,
— бедный лексикон, не развитая связная речь.
На этом этапе стараемся активно решить все логопедические проблемы, чтобы к школе ребенок пришел с четкой, правильной, красивой речью.
В 6 лет речь ребенка должна быть «взрослой», если не по содержанию, то по форме. Поэтому к логопеду идем, если ребенок:
— произносит нечётко даже единичный звук,
— не умеет говорить развёрнутыми предложениями,
— отвечает на вопросы только односложно,
— не может составить рассказ по картинке.
Обратить внимание и обратиться к специалисту в любом возрасте нужно, если:
— речь была лучше, а теперь ухудшается,
— появилось заикание, запинки, повторы.
Совсем скоро маленький человечек станет первоклассником. Вовремя решенные речевые проблемы помогут ребенку успешно учиться, хорошо читать и правильно писать, чувствовать себя уверенно на устных предметах.