Мультфильм как средство развития самосознания ребенка
В воспитании детей дошкольного возраста необычайно велика роль современного мультфильма. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, рождают в его душе новые чувства: сострадание, желание быть добрым и мужественным.
Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями.
Умение соотносить себя с героем мультфильма – очень важный этап в развитии самосознания ребенка.
У детей дошкольного возраста отсутствует жизненный опыт эмоций, поэтому взрослые должны помочь ребенку осознать свои впечатления и постараться развить в нем думающее восприятие. При выборе телеменю для детей, рекомендуется проявлять строгость и последовательность, особо обращая внимание на возраст мультгероев, так как их внешность и род занятия, часто остаются непонятными для детей дошкольного возраста.
Любимые персонажи — это пример для подражания, они показывают, как надо поступать в той или иной ситуации, учат ребенка быть справедливым, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло.
Именно такими являются отечественные мультфильмы, где в коротких занимательных историях спрятан глубокий духовный смысл, где речь героев правильная, не содержит бранных слов, где дети видят модели поведения.
Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. Страшные персонажи часто встречаются в зарубежных мультфильмах, главные герои которых агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим. Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям, где яркие цвета, частые вспышки и мерцания экрана гипнотизируют взгляд ребенка.
Дети чаще всего предпочитают смотреть не очень качественную зарубежную продукцию о различных монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах, почти во всех сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. Персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: персонажи мужского пола ведут себя по-женски, женские — по-мужски, пропагандируется праздный образ жизни, избегание трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.
Такие мультфильмы могут иметь опасные для ребёнка последствия, он не может дать оценку поступкам героев с экрана. Кроме того, ребенок невольно начинает подражать главным героям, у него может проявляться жестокость, агрессия в реальной жизни.
Незамысловатые сюжеты таких мультфильмов тормозят развитие воображения, логической памяти, отсутствие грамотной речи и примитивных диалогов навредят малышу в становлении речевых навыков.
От такого просмотра ребенка стоит оградить, иначе, «воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя долго ждать.
Родителям после просмотра, рекомендуем переключить ребенка на реальность, спросить какие чувства он испытал, что ребенок думает про поступки героев, как бы он поступил в подобной ситуации. Вместе с ребенком обращайте внимание на костюмы героев, на природный ландшафт, на музыку, сопровождающую мультфильм, она должна быть красивой и приятной.
Почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором. Чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.
Чтобы окончательно понять, какое воздействие оказывает мультфильм на ребёнка, достаточно понаблюдать, какие эмоции вызывает очередной просмотренный сюжет на лице малыша. Если он сопереживает и жалеет слабых, хмурится при кознях отрицательных героев, подпевает веселую песенку вместе с персонажами — значит все в порядке, мультфильм оказал положительное влияние. После просмотра такого мультфильма малыш воодушевлен, испытывает только положительные эмоции, с удовольствием пересказывает сюжет, передает чувства героя, радуется, что добро победило зло.
Татьяна Лавровна Зырянова, руководитель корпуса детского сада «Панда» на Депутатской