Нетрадиционные техники рисования
«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка» Аристотель
В детстве человек ищет возможность реализовать свой творческий потенциал. Если ребенок не приобретает хороший опыт в творческой деятельности, то повзрослев, у него может сформироваться убеждение о том, что творчество это не его «конек».
«Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». У детей имеется творческая индивидуальность. Она зависит от своей нервной системы, эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Влияние на развитие творческих способностей оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым популярным вариантом творческой деятельности является - изобразительная.
При лепке, рисовании и аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, овладевает навыками и умениями. Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, разный материал для построек и т.п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выражалось»
Дети, с малого возраста, пытаются показать свои впечатления путём создания различных рисунков. Пальцами, ладошками, помадой мамы, карандашами на стенах, детки отражают то, что может оставлять видимый след. Дети, своим нетрадиционным творчеством, знакомятся с разными предметами, изучают цвета, форму и различные свойства.
Становясь постарше, дошкольники приобретают самые простейшие навыки и умения рисования традиционными способами. Кистями и красками, пластилином, а так же выкладывание различных аппликаций. Со временем, дети осмысленно изучают новые приемы отражения в собственном художественном творчестве.
Проведение творческих занятий способствует снятию детских страхов, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Например: рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребенку почувствовать свободу творчества.
Приведем примеры нетрадиционных техник рисования, которые используют в своей работе педагоги, и которыми также могут воспользоваться родители.
Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует легкие, развивает плавность речевого дыхания, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, отгадыванием того, что получается в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, листья, пуговицы, и т.д.)
Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развивать фантазию, творческий подход к изображению, смелость.
Еще есть интересный нетрадиционный прием «Набрызг». Ее суть состоит из разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.
Очень интересны и такие приемы как рисование «Тычком» (жесткая кисть, ватная палочка).
Кляксография - это техника как маленькая игра.
Ее использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражение. Работа с нетрадиционной техникой «Кляксография» стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования (если возникла такая проблема). Эта техника рисования заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем ребенку предлагаем рассмотреть кляксы и пофантазировать на что они похожи... «Кого или что она напоминает?». Подобные вопросы развивают мышление и воображение. После этого, показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обвести или дорисовать кляксу. В результате может получиться целый сюжет.
Творческий процесс-это настоящее чудо-дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.
Литература:
1) Выготский Л.С. Собрание сочинений Т-2.. 1989год
2) Выготский Л.С. Педагогическая психология 199 1год
3) Казакова Т.Г.