Детская самостоятельность
Становление самостоятельности - наиважнейшая задача взрослых, помогающая ребёнку реализовываться в жизни.
Заметьте! Не взрослым реализовываться в своей самостоятельности, а ребёнку! Часто заботливые взрослые так стараются всё сделать ДЛЯ ребёнка, что делают в итоге всё ЗА ребёнка, абсолютно лишая его возможности что-то сделать полезное самому.
Самостоятельным ребёнок становится тогда, когда выполняет определённые нормы без напоминания и контроля взрослого. Прежде всего - это владение навыками самообслуживания. Например, ребёнок самостоятельно моет руки после прогулки, убирает игрушки после игры, одевается на прогулку и раздевается, использует вежливые приветствия по утрам, выполняет определённые обязанности по дому и т.д. Идеальная картина, в которой нет ничего невозможного.
Педагоги детского сада задачу по формированию самостоятельности детей считают приоритетной. Обучение происходит через совместное проживание естественных жизненных ситуаций педагогов с детьми. Сюда можно отнести посещение умывальной комнаты, туалетов, принятие пищи, прогулка и т.д. Например, над умывальником на уровне глаз ребёнка можно разместить красочный алгоритм последовательности действий при умывании рук, а также короткие стишки по теме чистоты рук. Взрослый может читать детские стихи во время мытья рук ребёнком, создавая приятную атмосферу, при которой ребёнок старается помыть руки тщательно и протереть их полотенцем насухо.
Если ребёнок не знает, как делать что-то самому, то взрослый медленно показывает и комментирует свои действия, предлагает сделать для начала вместе, а потом как бы устраняется, поддерживая самостоятельные старания ребёнка. И пусть вначале результат будет не идеальным! Идеальным он станет обязательно, но со временем, через постоянные повторения.