Монтессори
Программа развития Монтессори согласуется с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта:
1. Личностно-ориентированная модель образования: монтессори-педагог следит за психическим и физическим развитием каждого воспитанника.
2. Воспитание всесторонне развитой личности: в монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии.
3. Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения.
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие монтессори-материалы.
Детство — уникальное время в жизни каждого человека, когда возможно самостоятельно развить все необходимые качества для успеха в будущем
Способы мышления и методы познания в детском возрасте отличаются от развития во взрослом состоянии. Под тем качеством, что мы называем детской любознательностью, скрываются сложные психические процессы, производящие импульсы к развитию интеллекта. На генетическом уровне в сознании ребёнка заложено многообразие умений, и малыш имеет мотивацию к раскрытию этой информации.
Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, монтессори-педагог сопровождает ребёнка на пути развития, приспособления к жизни в обществе, позволяет изучать мир теми способами, которые он выбирает сам. Это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него). Цель работы детского сада по программе Монтессори — создание оптимальных условий для развития ребёнка и адаптации его в обществе.
Монтессори-педагог не авторитарен, он активный наблюдатель деятельности ребёнка и сопровождающий процесса саморазвития
В основе концепции монтессори-педагогики лежит положение о детстве как особом периоде в жизни человека. Если в авторитарной модели воспитания ребёнок воспринимался как маленькая копия взрослого и считалось, что его нужно научить следовать некоему общественному образцу, то в гуманистической педагогике каждый ребёнок — уникальный субъект образования. Для работы в монтессори-сады набираются воспитатели, прошедшие повышение квалификации по программе «Монтессори-педагогика». Роль педагога таких садах отводится активному наблюдению за детьми, выявлению их актуальных интересов и тактичному предложению материалов и упражнений. Педагоги способствуют бережному развитию умений детей, знают о психологических особенностях периода раннего детства